- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ эффективности региональных расходов в экономическом спаде
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008468 |
Тема: | Анализ эффективности региональных расходов в экономическом спаде |
Содержание
Дипломная работа на тему «Анализ эффективности региональных расходов в экономическом спаде» Введение 1.1 Значение расходов бюджета в социально-экономическом развитии государства. 1.2 Влияние экономических кризисов и потрясений на процесс эффективности государственных расходов. Введение В Российской Федерации продолжаются начатые в 1991 г. экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы, основным звеном которых является бюджетная система государства. Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты. Государственный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации и соответственно законодательными органами субъектов РФ в форме законов, и концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, а также выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через государственный бюджет ( федеральный и региональные ) мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. Актуальность темы определяется тем, что государство, используя финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, направляет их на финансирование программ расходов. Таким образом, расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, предприятия, организации, которые являясь налогоплательщиками, участвуют в финансировании доходной части бюджета, и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. Варьируя основные показатели государственного бюджета, прежде всего расходы, государственные органы могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране , решать наиболее важные государственные проблемы. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения , возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по целевому и территориальному назначениям на выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга. Совершенствование финансовых отношений между федеральными, региональными и местными органами власти является одним из ключевых факторов экономического и политического развития России. Эти отношения не только связывают воедино бюджетную систему государства, но и обеспечивают ее эффективное функционирование за счет достижения для всех регионов уровня бюджетной обеспеченности. Основная цель исследования состоит в системном анализе и обобщении полученных сведений, касательно института регионального бюджета, а также рассмотрении сущности самого бюджета, а также общая структура расхода бюджета и правильное распределение расходов региона. Объектом исследования является Бюджетная система Российской Федерации и самого региона. Предмет исследования – расходы бюджета и эффективное их использование. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации и региона; 2. Выявить функции регионального бюджета и методы формирования регионального бюджета; 3. Определить роль и место бюджета в экономики региона. 4. Проанализировать расходы бюджета РФ и самого региона. 5. Наметить пути совершенствования механизма формирования и исполнения государственного бюджета 1.1 Значение расходов бюджета в социально-экономическом развитии государства. Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образование различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств –государственного бюджета. Государственный бюджет – основа финансовой системы страны. Общее понятие бюджета приведено в ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет-форма образования и расходования денежных средств ,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Однако в БК РФ бюджету дано слишком общее , узкое определение, характеризующее лишь одну его сторону – как «форму образования и расходования денежных средств…». В связи с тем, что Россия по Конституции является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного и административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти. Хотя материальное содержание государственного бюджета не является постоянным , так как оббьем концентрируемых в нем денежных средств меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов, однако экономическая сущность его постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в федеральном и территориальных бюджетах и их использованием, что и характеризует бюджет как экономическую категорию. Как экономическую категорию бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных ) отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного-фонда=денежных-средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуются в государственный бюджет значительная часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально -культурных мероприятий. С позицией экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства. Государственный бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и административно-территориальных образований утверждается соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти . Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый баланс государства, разрабатываемый одновременно с прогнозом социально-экономического развития как составная его часть . Финансовый баланс призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства . Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых ресурсов и денежных средств. Государственный бюджет как основа финансовой системы предназначен с помощью финансовых ресурсов создавать условия для эффективного развития экономики , решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности . Он служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Формирование и использование государственного бюджета в РФ имеет ряд отличительных черт: Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод при разработке бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов Формирование и использование государственного бюджета на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности),субъектами Российской Федерации и иными сферами. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений. Понятие бюджета в современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевает, сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета. Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства- федеральном и территориальных (субъектов РФ) бюджетах. Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд- федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ записано: «В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития». Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства . Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета при анализе целесообразно классифицировать: по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты , связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. Формировании расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти. Рисунок 1. Расходы Федерального бюджета РФ. Традиционно расходы бюджета рассматриваются как часть государственных расходов: 1) расходы централизованных фондов (бюджетов и государственных внебюджетных фондов). Следует отметить, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»; 2) понятие бюджетных расходов не давал вовсе. В первоначальной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходами бюджета понимались денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, бюджетные расходы были привязаны к необходимости финансирования органов государственной власти и местного самоуправления, что представляется неверным по следующим причинам. Основным, первичным предназначением финансовой деятельности государства и местного самоуправления является финансовое обеспечение публичных потребностей, которые удовлетворяются, в том числе, посредством функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, и бюджетная деятельность публично-правовых образований, представляющая собой одно из направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления, должна быть направлена на удовлетворение всего комплекса публичных потребностей, выражающихся в задачах и функциях соответствующих публично-правовых образований. На сегодняшний день подход к определению бюджетных расходов изменился, их осуществление перестало увязываться лишь с необходимостью финансирования органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно статье 6 действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные расходы представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета. Особо следует обратить внимание на сделанные законодателем исключения из состава бюджетных расходов – средства, учитываемые соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в качестве источниками финансирования дефицита бюджета. Следовательно, не являются расходами бюджета средства, направленные на погашение ранее полученных банковских, бюджетных кредитов, погашение основного долга по обязательствам, связанным с размещением государственных (муниципальных) ценных бумаг. Не относятся к числу расходов бюджета и выдача бюджетных кредитов, предоставление которых происходит по тем же правилам, что и осуществление бюджетных расходов – на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Таким образом, что из состава расходов бюджета исключается предоставление денежных средств, обуславливающих возмездные, возвратные отношения. «Расходы государственного бюджета очень многообразны, но всегда конкретны». Все многообразие бюджетных расходов иллюстрируют многочисленные их виды. Вместе с тем, как в юридической науке в целом, так и в науке финансового права нередко возникает полемика, что следует понимать под видом какого-либо явления, процесса, а что является их формой и как они соотносятся. Виды расходов бюджета можно выделись, применяя их классификацию по разнообразным основаниям. Механизм классификации позволяет произвести наиболее полный и всесторонний анализ расходов региональных бюджетов. Официальная классификация бюджетных показателей, именуемая бюджетной классификацией Российской Федерации, представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов. А также группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемую для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Ранее действовавшая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации и утративший ныне силу Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусматривали классификации бюджетных расходов по функциональному признаку, по экономическому основанию, а также ведомственную классификацию расходов. В настоящее время ведомственная классификация расходов бюджета не утратила своей актуальности и официально именуется «ведомственная структура расходов бюджета». Т.е. распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и не программным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов. Таким образом, расходы бюджета можно классифицировать на виды в зависимости от того, какой орган или учреждение наделяется полномочиями распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Классификация расходов бюджета по ведомственному признаку имеет важное значение для правильного его исполнения, поскольку обеспечивает адресный характер предоставляемых бюджетных средств. Данная классификация расходов рассматривалась и дореволюционными специалистами по финансовому праву. Так, С. И. Иловайский в своем учебнике финансового права 1895 года отмечал, что деление государственных расходов по ведомствам, которые заведуют этими расходами, является чисто внешним и не объясняет характера государственных расходов, так как «часто одно ведомство управляет весьма различными предметами, а с другой стороны, об одном и том же предмете заботятся несколько ведомств . Качественную направленность расходов региональных бюджетов можно выявить при анализе расходов по функциональному признаку (т. е. исходя из функций публично-правового образования). Следует отметить, что действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит понятия «функциональная классификация расходов». Вместе с тем, заложенный в статье 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации критерий разграничения разделов, подразделов классификации расходов бюджета, отражает именно функциональную направленность расходов. Выделение функций публично-правового образования, а, следовательно, и сама функциональная классификация расходов бюджета, основаны на конституционных нормах о разграничении предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями (статьи 71–73, глава 8 Конституции Российской Федерации), а также нормах Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1.2 Влияние экономических кризисов и потрясений на процесс эффективности государственных расходов. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с бюджетными расходами. Под бюджетными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Совокупные расходы государства находят выражение в расходной части государственного бюджета. Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся к настоящему времени дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью играет не только социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Фермеры представляют заметную силу на выборах, неизменно пользуются симпатией общественного мнения, от темпов перемещения рабочей силы из деревень в города зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной зависимости) страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, от их покупательной способности зависит положение в нескольких важных отраслях производства и услуг. Военные расходы и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы также воздействуют ни спрос на потребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружении и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры — сокращаются. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это — внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в- третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Поскольку уровни развития государственного регулирования экономики, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной собственности в экономике в разных странах неодинаковы, неодинакова и роль бюджетных расходов в хозяйстве. Кризис бюджетного сектора. Кризис в России, начавшийся в 2014 году, был спровоцирован целым рядом факторов: падение цены на нефть; экономические санкции со стороны стран Запада; отток капитала, наметившийся ещё в предыдущие годы. Комплекс данных факторов привел к тому, что произошла двукратная девальвация рубля, рост инфляции, а отток капитала ещё больше усилился. В то же время решительные действия российского правительства, в том числе путём временного поднятия учётной ставки, и стабилизация цены на нефть позволили значительно ослабить негативные последствия кризиса. Ко второму кварталу 2015 года девальвация национальной валюты была остановлена, и она даже смогла отвоевать ряд позиций у доллара, но в целом кризисные явления в экономики страны продолжают свое отрицательное воздействие. Проведя анализ кризисов, которые постигли Россию за последние 150 лет, можно сделать вывод, что периоды падения экономики и стабильности меняют друг друга с определённой цикличностью. Следует отметить, что в период действия в стране рыночных методов ведения экономики финансовое положение России значительно зависело от внешних факторов. Во времена, когда применялась административно-командная система, эта зависимость была значительно меньше, но данный метод управления сам по себе нёс скрытые угрозы для экономики страны. Опубликованы основные цифры проекта федерального бюджета на 2017 год, который, вероятно, будет без значительных изменений принят Госдумой. Перед нами не антикризисный бюджет, но бюджет кризиса. В отличие от ситуации 2009 года, у правительства нет антикризисной стратегии, и единственное, что ему остается: адаптироваться к имеющимся реалиям, урезать расходы, компенсировать дефицит бюджета за счет тающего Резервного фонда. Детальной информации о будущем бюджете пока нет, однако если проанализировать основные цифры, то мы видим следующее. Расходы бюджета сокращаются примерно на 1—2% ВВП. При этом в отличие от предыдущих лет в реальном выражении режутся все расходы — в большей или меньшей степени. В меньшей степени сокращаются расходы на социальную политику, в большей — на национальную оборону. В предыдущие годы расходы на национальную оборону быстро росли, и если сравнивать планируемые сейчас расходы на эти цели, например, с показателями 2011 года, то они остаются достаточно высокими — от 15 до 18% расходной части бюджета, но при этом все несколько сокращаются по сравнению с нынешним, 2016 годом. Также сокращаются расходы на здравоохранение и образование (в последнем случае, например, с 4% до 3,7% расходной части бюджета). Сворачиваются многие инвестиционные программы — в основном будут финансироваться только уже начатые инвестиционные программы с периодом реализации до 2018 года. Таким образом, бюджет 2017 года будет самым сложным за последние годы. Если рассматривать институциональные аспекты бюджетного процесса, то мы видим, во-первых, отказ от трехлетнего планирования, которое, было ядром отечественной бюджетной реформы, начиная с 2004 года. Во-вторых, нужно обратить внимание на отмену бюджетного правила, предполагающего привязку бюджетных расходов к цене на нефть и курсу рубля. Первое изменение указывает на невозможность долгосрочного финансового планирования в нынешних нестабильных условиях. Второе является вынужденной мерой, необходимой для экстренного сокращения расходов. При этом на следующий год правительство прогнозирует небольшой рост экономики — в пределах 0,8% ВВП. Если эти довольно оптимистичные прогнозы не сбудутся, то ситуация будет еще более серьезной и потребует дополнительного урезания бюджета. Для сравнения — МВФ прогнозирует российской экономике продолжение рецессии. Расчеты правительства выглядят еще более ненадежными с учетом падения доли доходов от нефтегазового экспорта в федеральном бюджете. Но даже если экономика действительно покажет умеренный рост, то все равно федеральный бюджет в реальном выражении потеряет по сравнению с нынешним годом как минимум 4%. Планируемый дефицит бюджета в 3% ВВП, или 2,2 трлн. рублей, не является критическим, государственный долг по-прежнему останется на приемлемом уровне — 11—12% ВВП. Но беда в том, что у правительства сегодня очень немного источников финансирования дефицита. Основными источниками финансирования выступают Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом у нас есть очень серьезные политические ограничения, связанные с получением международных кредитов, и довольно скромные возможности для внутренних заимствований. Если эта ситуация будет продолжаться в 2017 и 2018 годах, то она станет критической — особенно учитывая, что после 2016 года в соответствии с нынешним проектом бюджета в Резервном фонде почти ничего не останется. ФНБ может быть исчерпан при сохранении цены на нефть 50—55 долларов к 2018 году. Очевидно, что бюджет 2017 года потребует еще больших сокращений расходов, чем нынешний. Под угрозу попадут и самые крупные расходные статьи, то есть не только национальная оборона, но и социальные выплаты, в частности, пенсии. При нынешнем состоянии российской экономики мы больше не сможем позволить себе прежний уровень государственных трат, а бюджетный маневр, то есть гибкость бюджетных расходов, очень ограничен. Бюджетному планированию мешает неопределенность базовых макроэкономических параметров. Напомню, что в начале 90?х годов, когда неопределенность была еще выше, бюджеты принимались поквартально. В нынешней ситуации нам тоже придется корректировать уже принятый бюджет в зависимости от конъюнктуры — в частности, от колебаний цены на нефть. Рисунок 2. Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью. Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Особенностью циклического развития на современном этапе является активное вмешательство государства во весь ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости хозяйственного развития. Государственные расходы активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами). Манипулирование государственными расходами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики. В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП. В противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется. На фоне глобального экономического кризиса правительством РФ были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности. Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством были использованы фискально-налоговые инструменты. Изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического-роста. В результате проведения антикризисной политики, последствия кризиса-стали-менее-разрушительными. Увеличение расходов правительства позитивно влияет на рост ВВП, но практически не оказывает воздействия на уровень потребления. Государственные расходы, кроме того, частично замещают частные инвестиции. Номинальный курс валюты временно укрепляется, но реальный курс снижается. Эти же выводы можно применить к отрицательному влиянию сокращения расходов. В условиях финансового кризиса мультипликатор составляет 1, то есть единица, на которую увеличены расходы, дает двойной прирост выпуска, а также потребления. Правда, за это приходится расплачиваться ухудшением торгового баланса, а также инфляцией и снижением курса валюты. Центробанкам, чтобы поддержать стабильность валют, приходится поднимать ставки. Однако рост бюджетных расходов становится эффективным способом стабилизировать экономику. Так кризис 2014 года мог бы оказаться куда более жестким, если бы правительства не начали бюджетное стимулирование. Существующие расхождения в оценках эффективности госрасходов могут объясняться целым рядом факторов, влияющих на величину (и даже знак) мультипликаторов. К таким основным факторам относятся: 1. Степень открытости экономики. В стране, где экономические агенты обладают большими возможностями потратить средства на импортные товары и услуги, меньше денег остается внутри экономики, т.е. существует так называемая «утечка» средств, а значит, при прочих равных и фискальный мультипликатор будет более низким. 2. Инфляция Ускорение инфляции, влекущее за собой рост процентных ставок, негативно скажется на величине мультипликатора. 3. Режим валютного курса. При фиксированном обменном курсе действия Центрального банка будут направлены на удержание процентных с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: